… одной из проблем развития франчайзинговой модели бизнеса, да и любого межрегионального бизнеса вообще, является представление о том, что в нашей стране все регионы так или иначе похожи между собой. Это заблуждение. Регионы различаются не только по экономическим показателям, особенностями законодательства, но и по ментальности населения (сотрудников в том числе), что на самом деле и является первопричиной всех остальных различий региона. Конечно, в основных понятиях мы народ с единым ментальным “пространством”, которое поддерживается русским языком, но в менее значимых вещах, в “мелочах” могут наблюдаться существенные различия. Чтобы закрыть эту тему, предлагаю читателю ради интереса мысленно описать основные отличительные поведенческие характеристики жителей Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и, скажем, Сургута. Мне довелось поработать с представителями разных регионов, и я готов утверждать, что работать с каждым регионом нужно с учётом его “ментальной” специфики.
В продолжение темы различий регионов можно отметить, что схема франчайзинга разрабатывается как наиболее эффективная система при определенных экономических условиях, для определенного сегмента покупателей в определенном ценовом сегменте. Ну, а то, что в разных регионах средняя реализованная наценка существенно различается, думаю, многим известно. И что, не учитывая это всё равно стремиться в аптеках выставлять определенный франшизой ценовой сегмент? Зачем?
На сегодняшний день существует модель неконкурентного партнёрства аптечных сетей (Аптечное Партнёрство). Эта модель имеет много общего с франчайзингом, но, всё-таки, им не является. Суть неконкурентного взаимодействия Аптечного Партнёрства заключается в передаче полномочий по организации основных процессов Аптечной сети Партнёру (находящейся в том же регионе), при сохранении управляемой аптекой юридической и управленческой самостоятельности.
Аптечная сеть Партнёр удалённо выполняет следующе задачи:
- организует закупку товара у фармдистрибьюторов на условиях своей сети (более выгодных, чем условия, которые имеет управляемая аптека);
- формирует прибыльный ассортимент:
- поддерживает дифференцированную модель ценообразования, обеспечивающую максимальную прибыльность при сохранении конкурентоспособности;
- разрабатывает планограмму выкладки;
- формирует отчётность по основным финансовым показателям для собственника аптеки/аптечной сети;
- организует мотивационные акции для фармацевтов;
Выгоды для управляемой аптеки/аптечной сети:
- Увеличение доходности бизнеса;
- Повышение управляемости бизнеса;
- Сокращение затрат на персонал, либо снижение зависимости от персонала, либо снижение нагрузки на персонал. Заведующая (-ии) становятся номинальными, т.е. координируют работу фармацевтов и работают за первым столом (т.к. им не нужно заниматься ни ассортиментом, ни ценообразованием ни ещё чем-либо);
- Освобождение времени собственника, ему не нужно заниматься организацией текущей деятельности аптеки
- Вторичные: повышение лояльности клиентов, чёткая ассортиментная и ценовая политика аптеки.
- Дополнительный доход;
- Загрузка свободных «мощностей» персонала, возможно, увеличение зарплаты, следовательно, лояльности сотрудников, участвующих в процессе удалённого управления (т.е. часть зарплаты или даже всю зарплату сотрудникам управляющей компании платит управляемая аптека).
- Наращивание объёмов продаж у дистрибьюторов, следовательно, возможность влияния на дистрибьюторов для улучшения условий закупок;
- Увеличение базы для выполнения маркетинговых договоров с фармпроизводителями;
- Дополнительная информация о рынке, в том числе, в других районах.
Выгоды для Аптечной сети Партнёра
Стоимость такого сотрудничество можно оценивать по разному, наиболее разумным представляется долевой от дополнительного дохода, т.е. оплата производится тогда и только тогда, когда у управляемой аптеки/аптечной сети фиксируется прирост относительно исходных значений и этот дополнительных доход разделяется в определенных долях между управляемой аптекой (аптечной сетью) и управляющей аптечной сетью.
P.S. А ещё одной серьёзной причиной ограничивающей развитие франчайзингового бизнеса в России вообще, мне, как человеку причастному к работе со словом, кажется заимствованность и неблагозвучие слова “Франшиза” (здесь слышится и “шиза” и “фашизм” и что хотите), а у нас в стране принято встречать по одёжке. И в этом случае “одёжка” неудачная.